День матери

24 ноября - День матери. Поздравьте своих мам с этим добрым и тёплым праздником!

На полотнах художников

Алексей Гаврилович Венецианов
Алексей Венецианов, русский художник (с греческими корнями) начала  XIX века. Он, можно сказать, первым так основательно прикоснулся в живописи к теме крестьянства. Его первая известная картина на эту тему "Гумно", считающаяся знатоками ещё несовершенной, но важной для художника попыткой живописи ala натура.
Дальнейший путь Венецианова шёл через поэтическое осмысление избранной темы. В его полотнах есть удивление и наивная радость - радость первооткрывателя.Особенностью живописи Венецианова является изображение им крестьянского мира как идиллии душевного покоя и нравственной чистоты. Он избегает драматических сюжетов, не любит останавливаться на бытовых подробностях, в его картинах почти нет сюжета. нет действия.
Самые знаменитые полотна Венецианова, составляющие пару: "На пашне. Весна" и "На жатве. Лето" - пример классичности его искусства. При первом взгляде на картину "На пашне. Весна" мы видим крестьянку, боронящую поле, а на его краю играющего ребёнка. Но присмотревшись внимательнее можно заметить, что крестьянка одета в праздничный наряд (кокошник, красный сарафан. Да и ростом она выше лошадей. Поступь её легка и изящна, она как бы парит над землёй. Это - образ самой Весны, пробуждения природы и начала жизни, что символизирует младенец, играющий у края поля.



Венецианов Алексей Гаврилович. На пашне. Весна (1820 г.)


Венецианов Алексей Гаврилович. На жатве. Лето (1820 г.)

Когда Венецианов обращается к портретным образам крестьян (и в частности крестьянок), он замечает ту же гармонию и душевную целостность. Это видно на картинах "Крестьянка с васильками", "Крестьянская девушка за вышиванием", "Крестьянская девушка с телёнком". Обращает внимание чистота овала лица, задумчивая созерцательность образа. Глаза изображённых на портретах не смотрят на художника, они задумчивы, как бы погружены в себя. Замечательны руки девушек. Они нежно касаются цветов, рукоделия, миски с молоком для телёнка. в них чувствуется смирение и покорность судьбе.



По материалам статьи Т. Карповой из журнала "Крестьянка" в рубрике "Музеи мира".

Пряха (1839 г).
Крестьянка с бабочками (1820-е  г.)


Зинаида   Евгеньевна 
Серебрякова

Крестьянская тема стоит отдельным циклом в творчестве известной российской художницы Зинаиды Серебряковой. Горожанка, она ежегодно бывала в имении своих родителей Нескучное под Харьковом (место её рождения).Перед её глазами  проходили образы крестьянских женщин, их повседневная жизнь. Также на её "крестьянское творчество" повлиял А.Г. Венецианов, вернее его портретная живопись. Поэтизация крестьянского труда Венециановым  вдохновили Серебрякову на создание таких картин как: "Жатва",  "Беление холста" (1915 г.), "Уборка хлеба", "Крестьянка с квасником" (1914 г.) и др. Интересны портреты женщин-крестьянок: "Молодуха. (Мария Жигулина) 1909 г., "Деревенская девушка"(1906 г.).
В картинах Серебряковой самые простые события крестьянской жизни, превращаются в величественные полотна, воспевающие сцены труда.


Уборка хлеба 

  Жатва (1915 г.)
                                                                                                                                                     Молодуха (Мария Жигулина) 1909 г.)





Беление холста (1915 г.)
Крестьянка с квасником (1914 г.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий